Для начала динамика роста цен в сравнении с предыдущими периодами помесячно, где за 100% принят январь каждого года:
По нему видно, что продукты сразу ушли резко в рост уже в сентябре прошлого года, не дождавшись продолжения летне-осеннего снижения цен, как было в 2013 году.
Этот перелом и взлет цен августа 2014 года еще лучше виден на графике, где за 100% принят январь 2013 года:
Но еще не нужно забывать про тотальную зависимость экономики России от доллара. Потому я на следующем графике совместил кривые роста цен и роста курса доллара. тут за 100% принят август прошлого года:
Видно, что с августа официальная инфляция на продукты питания составила в России 19,5% на момент июля этого года. Рост цен сперва совпадал с ростом курса доллара. С января этого года доллар начал падать, но рост цен на продукты продолжался до марта, остановившись и даже чуть припав на 1% летом.
Исходя из имеющихся данных, мне сложно сказать каков вклад в общий рост цен самосанкций Путина и цены рубля за доллар. Одно точно можно сказать, что аномальный рост цен прошлого и этого года связан с обоими этим факторами. Каждый может оценить их по ценам на такие массовые фрукты, как яблоки и бананы. Бананы после зимнего скачка цен до 90-100 рублей вернулись к прошлогоднему уровню в 45 рублей за кг, в то время, как яблоки, которые попали в санкционный список Путина, до сих пор стоят запредельно дорого: 90-100 рублей за кг. против 25-40 рублей за кг. прошлого года. И это несмотря на летнее снижение цен и свежий урожай.
Но общий результат таков, что рост цен на продукты с августа прошлого года составил 19,5%. То есть, каждый из нас, включая младенцев, заплатил деньгами из собственного кармана за ошибочное решение Путина залупиться против Запад при собственном крайне слабом и зависимом от того же Запада сельском хозяйстве. А многие заплатили своими жизнями, т.к. в этом году в России, кроме аномального роста цен наблюдается и аномальный рост смертности.
* - про "меньше кушать". Данных Росстата по потреблению продуктов питания пока никаких нет, но очевидно, что при продуктовой зависимости России в 35-40% значительное снижение импорта при неспособности его компенсировать собственным сельхозпроизводством неизбежно снизит внутреннее потребление россиян.
Данные для расчетов взяты отсюда. Данные за 2015 год из оперативных данных Росстата.
Journal information